![]() |
Системы поиска решений |
![]() |
Г.В. СоколовСИСТЕМЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙВведениеПрименение ЭВМ в качестве компетентного советника Неосуществимо эффективное управление сложными Системы поиска решений (СПР) или системы поддержки принятия решений (СППР) относятся к классу интеллектуальных систем (ИС), [11]. Тема СПР и методов искусственного интеллекта (ИИ), по которым эти системы строятся, включает в себя и соответствующий раздел системного анализа, см. [1], и "исследование операций" - дисциплины, занимающейся количественным обоснованием решений, см. [13]. Искусственный интеллект (ИИ) возник на стыке кибернетики, лингвистики, психологии и программирования, и определяет в настоящее время научно-технический прогресс в большинстве отраслей экономики, производства и в социальной сфере. В частности, методы ИИ применяются в задачах классификации, распознавания образов, логического вывода, обучения, целеполагания и принятия решений, общения на естественных языках,[[14]. В указанной работе описано введение в ИИ и формальные методы в системах ИИ. Отличительным признаком ИИ является работа со знаниями. Знания , в отличие от данных, обладают следующими свойствами:
СПР используются на уровне стратегического планирования, оперативного и управленческого контроля о состоянии среды и деятельности предприятий. СПР предназначены для решения плохо структурированных задач с характерной неполнотой входных данных, частичной ясностью целей и ограничений, для анализа разного рода управленческих ситуаций. Участие человека в работе системы велико, он может вмешиваться в ход решения, модифицировать входные данные, процедуры обработки, цели и ограничения задачи, выбирать стратегии оценки вариантов решений. В конечном итоге ответственность за принятие решения остаётся за человеком. В состав СПР могут входить экспертные системы (ЭС), базы данных, базы знаний, системы имитационного моделирования, различные информационные системы. Методология СПР включает в себя следующие разделы науки: закономерности предметных областей (ПО), представление знаний и вывод на знаниях (онтологии), методы анализа данных и знаний, алгоритмы и методы построения решающих правил (распознавание образов), формальные системы, измерение и шкалы, логико-лингвистический анализ признаков, модели выбора в пространстве признаков, математические модели оптимизации, эволюционное, гипотетическое, имитационное (ситуационное) моделирование, исследование операций, самообучение, самоорганизация, языки и средства программирования. Исследованием операций называется применение математических методов и разделов прикладной математики к анализу целенаправленной деятельности человека, [13, с.37]. Первые два раздела данного журнала могут послужить своеобразной вступительной частью к данному разделу (СПР). Напомним содержание этих двух первых разделов. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМВ первом разделе рассматривается роль системного анализа (существенное отличие синтеза от анализа, структурно-функциональные преобразования, оптимизация) в процессе поиска решения проблем. В частности, системный подход выражается словами "...тень цели на среде". Цель — это состояние, к которому направлена тенденция изменения объекта [1, стр. 11] (вытекает из возникновения проблемы). Иерархия целей является лишь своеобразным путеводителем в процессе синтеза [1, стр. 44]. Цель — это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы проблему. Система есть средство достижения цели. Фиксированной цели соответствует одна и только одна формальная (логическая) структура системы, которой может соответствовать множество различных материальных структур [1, стр. 29]. Схема целей является основой для синтеза функций, а затем и структуры системы. Задачу синтеза, то есть, задачу созидающую (эволюционную, креативную), имеющую порядок рассмотрения от проблемы к структуре, называют прямой. ПРОБЛЕМЫ (p) —> ЦЕЛИ (g) —> ФУНКЦИИ (f) —> СТРУКТУРА (s). Здесь при каждом переходе от этапа к этапу поле поиска трудно ограничить чем-либо. Поэтому люди инстинктивно уже на первом этапе стремятся уйти от решения проблемы любыми способами. В частности, отсюда проистекает явление "вечного" студента, проблемы адаптации выпускника вуза в проектных и научно-исследовательских организациях на таких работах, которые требуют от исполнителя творческого мышления, чувства ответственности за свой проект. Или, иначе, процесс решения любой задачи можно представить схемой: хочет —> знает —> может —> успевает. Проблемная ситуация создается совокупностью предшествующих взаимодействий [1, стр. 12] (следствие деятельности или как результат сопоставления желаемого и возможного). Ситуация называется проблемной, если она не может быть разрешена имеющимися средствами. Ограничивающими условиями для систем являются информационные I(t), вещественные M(t) ресурсы и цели C(t), где t — время. Обратный порядок рассмотрения системы — от структуры к проблеме принято [1, стр. 14] называть обратной задачей. СТРУКТУРА (s)—> ФУНКЦИИ (f)—> ЦЕЛИ (g) —> ПРОБЛЕМЫ (p). Здесь поле поиска решения на каждом этапе значительно определённее. На таком порядке этапов, в основном, построена вся сфера обучения и процесс анализа систем. В презентации Загоруйко Н.Г. [15, "ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ" (с разрешения автора)] приведена иерархия целей, зависящая от ответов на вопросы (по возрастанию уровней): "зачем?", "для чего?", "почему?", "в чём смысл?". Для выработки целей (задач) и выбора путей их достижения системе (см. рис., [15]) требуются элементы кортежа [2] "G,O,R,D,S,F", где:
![]() В выше указанной презентации свойства индивидуума определяются его откликами на воздействия. А содержание откликов зависит от "Системы целевых установок и ценностей", "Базы знаний для выбора действий", "Набора навыков, доведенных до автоматизма". Функциональное описание — это отражение конкретного функционирования ("поведения") явным описанием системы и ее частей во времени с допущением выбора из многих вариантов одного варианта исполнения частей и целого по структуре (неявного структурного описания системы). Структурное описание — это отражение конкретного варианта внутренней структуры системы явным описанием ее состава, связей, отношений с допущением выбора из многих вариантов одного варианта функций частей и целого (неявного функционального описания системы). Примеры практического применения общей теории систем приведены в [16]. ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)Только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах, "Главная функция знаний — предвидение и польза" В разделе (ТРИЗ) описано управление сценарием конструктивной (творческой) деятельности человека c помощью алгоритмов и методов. В ТРИЗ выработаны следующие методы ограничения поля поиска решения, [3].
В [4, стр.428] даётся явно заниженная оценка ТРИЗ:"...ТРИЗ даёт некоторые неявно выраженные подсказки к применению уже известных приёмов к решению новых задач (из другой области на "языке" старой). Недостатком подхода ТРИЗ является то, что выбранное множество приёмов не гарантирует получения хотя бы одного решения, не говоря уже о выборе эффективного". ТРИЗ "доказал" своё право на жизнь практикой применения этой теории в различных сферах деятельности человека. С позиций оптимума потоков вещественных и информационных ресурсов (ОВИР) "формулу" Альтшуллера [5] можно интерпретировать следующим образом:
СИСТЕМЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ (введение)Благодаря компьютерным средствам решаются проблемы пространства (сети связи), времени (скорость принятия адекватных решений) и проблемы объёмов переработки информации. Это, так сказать, явные результаты применения ЭВМ, а неявные — это оптимизация энерго-вещественных потоков с соответствующими информационными потоками в рассматриваемых системах. Надо полагать, что эта неявная оптимизация потоков в ближайшем будущем получит развитие до теории оптимизации между этими потоками. Относительно вех развития информационных потоков в обществе людей можно согласиться с автором книги [6], в которой он отмечает следующие пять моментов в развитии цивилизации: появление речи; возникновение письменности; книгопечатание; создание электросвязи; построение глобальной сети ЭВМ. Можно добавить: и глобальной сети перекачки энергоресурсов, и транспортировки других вещественных ресурсов. В различных работах обычно отмечаются следующие факты развития СПР. Родоначальником собственно искусственного интеллекта как «искусственного мышления» иногда считают средневекового философа, математика и поэта Раймонда Луллия, который в XIII в. попытался создать логическую систему для решения различных задач на основе классификации понятий и комбинирования понятий из разных классов, [7, стр.9]. В этом же веке в Италию из Западной Индии через арабов (через флорентийских купцов) пришло современное написание цифр десятичной системы. С изобретением книгопечатания (1440 г.) цифры принимают окончательную форму, [8]. Первыми теоретическими работами в области искусственного интеллекта считают работы Г. Лейбница и Р. Декарта, [9], которые независимо друг от друга продолжили идею универсальной классификации наук (XVIII в.). Однако формирование ИИ как научного направления начинается после создания ЭВМ (в 40-х гг. XX столетия) и кибернетики (см.) Н. Винера, частью которой первоначально считались и работы по ИИ. А оформление ИИ в самостоятельную область знаний произошло в 50-60 гг. XX в. Термин «Искусственный интеллект» - Artificial Intelligence (AI) - был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартсмудском колледже (США), посвящённом решению логических задач. В переводе с английского термин «Intelligence» буквально означает «умение рассуждать разумно», а не «интеллект» (Intellect). Анализ истоков и последовательности развития теории принятия решений можно проследить на примере анализа развития теории управления, достаточно подробно изложенного известным учёным Васильевым С.Н. в работе [9]. Указанный обзор сопровождён большим (223) перечнем работ отечественных и зарубежных авторов. В работе рассматривается эволюция задач и методов теории управления вместе с обзором средств искусственного интеллекта (ИИ). Теория управления понимается в трактовке А.М.Летова "...есть совокупность методов, позволяющих вырабатывать и обосновывать решение, которое принимается для достижения заранее поставленной цели в условиях как-либо определённой ситуации [10]. Искусственный интеллект (от латинского intellectus — познание, понимание, рассудок) — раздел информатики, изучающий методы, способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека, связанной с решением задач" [8]. В отличие от философии и психологии ИИ ориентирован не только на понимание, но и на построение интеллектуальных систем (ИС). Следует обратить внимание читателей на недавний выход в свет книг и журнала непосредственно на данную тему "Искусственный интеллект и принятие решений"[12]. Литература
Конец введения |