![]() |
Классификация задач |
![]() |
Г.В. СоколовКЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧЗадачу синтеза, то есть, задачу созидающую (эволюционную), имеющую порядок рассмотрения от проблемы к структуре, называют прямой. ПРОБЛЕМЫ (p) -> ЦЕЛИ (g) -> ФУНКЦИИ (f) -> СТРУКТУРА (s) Обратный порядок рассмотрения системы — от структуры к проблеме принято [1, стр. 14] называть обратной задачей. СТРУКТУРА (s)-> ФУНКЦИИ (f)-> ЦЕЛИ (g) -> ПРОБЛЕМЫ (p) Третьим типом задач являются задачи оптимизации, см. ниже. Наиболее ярким примером решения прямых задач является изобретательство. В сущности, вся наша жизнедеятельность состоит из решения то прямой (решение проблем), то обратной (анализ ситуации) задач. Чем более достоверен и объективен анализ ситуации, тем более эффективно может быть решена проблема и менее неожиданны последствия решения. То есть, решение обратной задачи (обучение), не изменяя свойств объектов, создает предпосылки для их изменения в будущем (для решения прямой задачи). Проблемная ситуация создается совокупностью предшествующих взаимодействий [1, стр.12] (следствие деятельности или как результат сопоставления желаемого и возможного). Ситуация называется проблемной, если она не может быть разрешена имеющимися средствами. В [2, стр. 68] выделяют четыре стадии осознания проблемы: смутное ощущение, что что-то не так; осознание потребности; выявление потребности; формулировка цели. Выяснением причин проблемы определяется цель прямой задачи. Цель — это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы проблему. Система есть средство достижения цели. Фиксированной цели соответствует одна и только одна формальная (логическая) структура системы, которой может соответствовать множество различных материальных структур [1, стр. 29]. Объект действует целеустремленно, если он продолжает преследовать одну и ту же цель (стратегию) изменяя свое поведение (тактику) при изменении внешних условий [3, стр. 22]. Цель — это состояние, к которому направлена тенденция движения объекта [1, стр. 11] (вытекает из возникновения проблемы). Иерархия целей является лишь своеобразным путеводителем в процессе синтеза [1, стр. 44]. В условиях ограничения ресурсами основная цель может быть достигнута лишь путем прохождения определенных этапов с неизменной соответствующей структурой системы лишь на данном этапе (создание новых организационных структур под вновь возникшие цели). В число целей каждого этапа необходимо включать подцель производства ресурсов для следующего этапа. Предпочтительнее такая структура целей, при которой каждая элементарная цель требует одинаковых ресурсов. В [1, стр. 78] приведен алгоритм (методика) построения дерева целей управления организационной системой, содержащей 18 этапов построения. Последовательность алгоритма в сокращенном виде следующая:
Как правило, формулирование целей — это самый сложный и трудоемкий процесс. Этот этап осуществляется с помощью метода декомпозиции, позволяющего выяснить состав необходимых условий для достижения заданной цели. В результате получается иерархическая структура цели, то есть соподчиненная совокупность необходимых условий достижения главной цели. Цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего уровня, а цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока нельзя достичь целей нижнего ближайшего уровня. Полученная схема целей является основой для синтеза функций, а затем и структуры системы, см. раздел "Теория системных исследований". Задача оптимизации может быть самой разнообразной. Каждой задаче находятся свои методы решения, которые с течением времени видоизменяются. Наиболее общий подход к этой задаче описан в [4]. Здесь строится модель творческой деятельности (U) как процесса взаимодействия субъекта (S) со средой (En). Описание сделано по методологии теории управления как оптимизация достижения цели (G). Под средой (En) следует иметь в виду ресурсные ограничения. Мера близости Q выполнения цели определяется таким образом:
При этом решаются следующие три задачи.
В заключение следует отметить временную зависимость и целей, и приоритетов, и мировоззрения субьектов, на основании которых эти цели формируются. Литература
Конец обзора |