Цель курса: приобретение студентами знаний и навыков по использованию подходов и методов системного анализа в решении задач, возникающих при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений; получение навыков объектно-ориентированного программирования и представление знаний на ЭВМ.
№ п/п |
Наименование темы и содержание лекции |
1 |
Предмет и методы системного анализа. Системность как всеобщее свойство материи. Возникновение и развитие системных представлений. |
2 |
Модели систем. Модель "черного ящика". Состав и структура системы. Искусственные и естественные системы. Классификация систем. Большие и сложные системы. |
3 |
Роль измерений в создании моделей систем. Эксперимент и модель. Измерительные шкалы. Расплывчатое и вероятностное описание ситуаций. |
4 |
Декомпозиция и синтез систем. Алгоритмизация процесса декомпозиции. Виды агрегирования. Эмерджентность и внутренняя целостность. |
5 |
Исследование действий и решений. Многообразие задач выбора. Операция выбора решения. Критериальный язык описания выбора. Исследование операций многокритериального выбора |
6 |
Язык функций выбора. Свертка критериев (линейная, мультипликативная). Выделение главного критерия и сведение задачи выбора к задаче линейного или нелинейного программирования. Пример: транспортная задача. |
7 |
Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала". Метод уступок. Формирование множества Парето. |
8 |
Выбор в условиях неопределенности. Выбор в условиях расплывчатой неопределенности. Анализ полезности. Оптимальные статистические решения. |
9 |
Элементы теории игр. Выбор как стратегия в игре. Оптимальные и устойчивые стратегии. Цена игры. Игры против природы. Смешанные стратегии. |
10 |
Элементы теории оптимального управления. Динамическое программирование. Достоинства и недостатки идеи оптимальности. |
11 |
Особенности моделирования систем с участием людей. Обратная связь. Гомеостазис. Рефлексные и кибернетические системы. Программный метод управления. |
12 |
Экспертные оценки и организация неформальных процедур. Выявление целей. Формирование критериев. Генерирование альтернатив. Парадоксы голосования. "Мозговой штурм". Синектика. |
13 |
Человеко-машинные системы. Проблема представления знаний на ЭВМ. Искусственный интеллект. Недоопределенность, распространение ограничений, семантические сети. Интеллектуальные и экспертные системы. |
14 |
Языки представления знаний на ЭВМ. Императивные и декларативные языки. Языки "ЛИСП" и "ПРОЛОГ" - языки искусственного интеллекта. |
15 |
Объектно-ориентированный анализ и проектирование. Моделирование мира в состояниях. Языки высокого уровня: "Паскаль", "Си". Язык "С++" - язык объектно-ориентированного программирования. |
16 |
Имитационное моделирование. Связь между имитационным и математическим моделированием и интеллектуальными системами. Языки имитационного моделирования |
17 |
Математическое моделирование. Адекватность модели. Пример иерархии моделей для описания течения жидкости. |
|
|
Распределение часов по формам обучения |
№ п/п |
Наименование темы лекции |
Дневное |
Вечернее |
Заочное |
1 |
Предмет и методы системного анализа. |
2 |
|
|
2 |
Модели систем. |
2 |
|
|
3 |
Роль измерений в создании моделей систем. |
2 |
|
|
4 |
Декомпозиция и синтез систем. |
2 |
|
|
5 |
Исследование действий и решений. |
2 |
|
|
6 |
Язык функций выбора. Свертка критериев. |
2 |
|
|
7 |
Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала" |
2 |
|
|
8 |
Выбор в условиях неопределенности. |
2 |
|
|
9 |
Элементы теории игр. |
2 |
|
|
10 |
Элементы теории оптимального управления |
2 |
|
|
11 |
Особенности моделирования систем с участием людей |
2 |
|
|
12 |
Экспертные оценки и организация неформальных процедур |
2 |
|
|
13 |
Человеко-машинные системы. |
2 |
|
|
14 |
Языки представления знаний ЭВМ |
2 |
|
|
15 |
Объектно-ориентированный анализ и проектирование |
2 |
|
|
16 |
Имитационное моделирование |
2 |
|
|
17 |
Математическое моделирование |
2 |
|
|
Зав. учебным отделом библиотеки
"___" __________ 1996 г.